Обгоним Китайцев.

Безусловно, прорывом в социальной направленности политики государства можно считать значительное увеличение в этом году помощи при рождении ребенка. Но этот прорыв, что для будущей мамы является благом, у ее работодателя вызывает определенную обеспокоенность. Источником финансирования выплаты декретных, пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком до трех лет есть средства Фонда социального страхования, но обязанность относительно выплаты этих сумм возложена на работодателя. И вот здесь возникает вопрос: как при наличии незначительных сумм обязательств из уплаты взносов перед Фондом осуществляется выплата этих сумм? Есть ли варианты?

Возмещение декретных и пособия при рождении ребенка

Документы статьи

Закон № 2240 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей работоспособности и расходами, обусловленными рождением и захоронением» от 18.01.2001 г. № 2240­III.

Инструкция № 16 – Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования из временной потери работоспособности, утверждена постановлением правления Фонда от 26.06.2001 г. № 16.

Постановление № 171 – постановление правления Фонда социального страхования из временной потери работоспособности «О бюджете Фонда социального страхования из временной потери работоспособности на 2005 год» от 17.12.2004 г. № 171.

Порядок № 315 – Порядок назначения и выплаты помощи при рождении ребенка лицам, застрахованным в системе общеобязательного государственного социального страхования, утвержден постановлением КМУ от 21.04.2005 г. № 315 1*.

Сущность вопроса

Вопрос, что сегодня рассматривается, является самым актуальным и животрепещущим для предпринимателей с незначительным количеством наемных лиц, а также предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. Но обо всем по очереди.

При предоставлении женщиной, которая идет в отпуск по беременности и родам, листка неработоспособности она имеет право на выплату помощи за все дни такого отпуска (так называемые декретные). Решение о выплате помощи принимается комиссией из социального страхования (уполномоченным лицом) на протяжении 10 дней от дня поступления листка неработоспособности. 2* В ближайший срок, установленный работодателем для выплаты заработной платы, после принятия такого решения осуществляется выплата помощи.

После рождения ребенка на основании поданного женщиной заявления о выплате помощи, копии свидетельства о рождении ребенка и справках о рождении ребенка женщине выплачивается помощь при рождении ребенка, размер которой установлен ст. 41 Закона № 2240. Выплата помощи осуществляется:

– одноразово в девятикратном размере прожиточного минимума, установленного на детей в возрасте до 6 лет (на сегодня – 3384 грн.), не позже дня, следующего за днем представления заявления;

– остальная сумма согласно с Порядком № 315 – на протяжении следующих двенадцати месяцев в срок, установленный для выплаты помощи по уходу за ребенком до трех лет (то есть в срок, установленный для выплаты зарплаты). >>>

Следовательно, есть определенные законодательством размеры помощи и сроки их выплаты. При этом в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона № 2240 эти виды помощи назначаются и выплачиваются за основным местом работы (а декретные выплачиваются и по совместительству на основании копии листка неработоспособности) в счет начисленных страховых взносов.

При наличии достаточной суммы начисленных взносов никаких проблем не возникает: предприниматель осуществляет выплату помощи работницы и засчитывает эти суммы в счет уплаты взносов. В результате этого «живыми» деньгами страховые взносы в Фонд не платятся или платятся в меньшем размере.

Проблемы возникают в підприємців­єдиноподатників, освобожденных от уплаты взносов «сверху» в Фонд, а также у предпринимателей с небольшой численностью наемных работников. Ведь они обязаны выплатить пособия в установленные законодательством сроки за свой счет, а засчитывать эти суммы, в сущности, им нет с чем (обязательства перед Фондом не перекрывают сумму выплат).

Можно ли в этом случае не выплачивать работнице помощь, а направлять ее за получением денег непосредственно в Фонд?

Нет, нельзя. Ни Закон № 2240, ни Инструкция № 16 не позволяют такой вольности работодателю, поэтому понести значительные расходы ему все­таки придется 3*.

Застрахованному лицу можно получить помощь непосредственно из Фонда лишь тогда, если помощь остается не виплаченою на протяжении больше чем месяц с момента наступления срока и только в результате отсутствия у работодателя денежных средств на банковском счете или через арест счетов (п. 4 ст. 50 Закона № 2240). Выплата помощи в этом случае осуществляется по списку (ведомостью), предоставленному Фонду работодателем, путем перечисления средств на лицевой счет застрахованных лиц – получателей (по их заявлению) через учреждения банков. Подробнее об этом мы поговорим в следующий раз.

А теперь мы рассмотрим случай, когда у предпринимателя есть деньги на счете и на них не наложен арест, но сумма начисленных страховых взносов значительно меньше суммы выплачиваемой помощи. Согласно с п. 6.8 Инструкции № 16 работодатели не имеют права прекращать выплату помощи в случаях, когда сумма начисленных взносов и других платежей в Фонд не перекрывает фактических расходов на выплату помощи. Следовательно, имеем прямое запрещение законодательства на отказ работнице в выплате помощи в этом случае.

Как работодатель может вернуть деньги

Механизм возмещения работодателю понесенных им расходов в связи с выплатой помощи описан в п. 6.9 Инструкции № 16. Так, если расходы, осуществленные работодателем, за отчетный квартал превышают начисленную сумму страховых взносов и других платежей, разница засчитывается в счет уплаты взносов следующего квартала. Если же затрата не может быть покрыт страховыми взносами и в следующем квартале, то сумма превышения, с учетом ожидаемого результата в следующем квартале, возмещается работодателю Фондом по получении от него Отчета за формой № Ф4­ФСС с ТВП (дальше – Отчет) за прошлый квартал. Одновременно с Отчетом необходимо подать и заявление произвольной формы с просьбой возместить понесенные расходы.

Как видим, Инструкция № 16 предусматривает возвращение денег работодателю с отсрочкой приблизительно в два квартала. Существует и возможность получения денежных средств из Фонда к представлению Отчета за следующий квартал. Для этого согласно с п. 6.9 Инструкции № 16 работодатель обязательно должен подать довідку­розрахунок. Форма довідки­розрахунку не утверждена. На практике, как правило, Фонд требует подавать довідку­розрахунок по форме Отчета 4*.

Следует заметить, что изложен выше порядок полностью ґрунтується на соблюдении требований Инструкции № 16. В то же время стоит отметить, что в 2005 году механизм финансирования расходов работодателя за счет средств Фонда несколько другой. В текущем году во время принятия решения о возмещении страхователям расходов отделения Фонда руководствуются п. 6 постановления № 171.

Согласно с этим пунктом на руководителей исполнительных дирекций отделений Фонда возложена персональная ответственность за организацию работы из уменьшения:

– задолженности страхователей относительно уплаты страховых взносов, в первую очередь просроченной задолженности, и относительно предоставления материального обеспечения застрахованным лицам;

– задолженности за Фондом в разрезе рабочих органов отделений Фонда относительно финансирования расходов страхователя за счет средств Фонда, что превышают сумму начисленных страховых взносов. Следует иметь в виду, что определение страхователем в форме Ф4­ФСС из ТВП суммы средств, которая должна быть оплачена Фондом после принятия отчета (строка 2 табл. VI «Расшифровка задолженности за Фондом», является основанием для перечисления этих средств страхователю .

Таким образом, в 2005 году работодатель может сразу при представлении Отчета за квартал, по итогам которого образовалась задолженность за Фондом, обратиться с заявлением о возвращении ему денег. И хотя этот порядок кое-что не согласовывается с механизмом возмещения, изложенным в п. 6.9 Инструкции № 16, в текущем году для того, чтобы повернуть из Фонда денежные средства, не нужно ожидать представления Отчета за следующий квартал. И, как нам стало известно из устных разъяснений работников отделений Фонда, именно такой подход они применяют в практической работе.

Пример

 

Теперь рассмотрим все изложенное выше на примере. Работница підприємця­єдиноподатника (место работы является основным) пошла в декретный отпуск с 20 января 2005 года по 25 мая 2005 года включительно.

Дата рождения ребенка (согласно со свидетельством о рождении) – 3 апреля 2005 года. За выплатой помощи при рождении ребенка работница обратилась 25 апреля 2005 года.

С 26 мая 2005 года работница оформила отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

Срок, установленный для выплаты зарплаты за вторую половину месяца, – 9 число в будущем месяце. В этот же день выплачивается помощь по уходу за ребенком до трех лет.

Предприниматель на основании предоставленных документов осуществил работнице такие выплаты:

– 9 февраля 2005 года – помощь по беременности и родам (декретные) в сумме 2500 грн.;

– 26 апреля 2005 года – помощь при рождении ребенка в сумме 3384 грн.;

– 6 мая – помощь при рождении ребенка в сумме 376 грн. (за 1­й месяцев согласно с Порядком № 315);

– 9 июня – помощь по уходу за ребенком до трех лет за май (отпуск с 26.05.2005 г.) в сумме 22,29 грн. (4 дн.: 19 дн. х (104,19 + 1,67 сумма индексации)). Если отпуск приходится на неполный месяц, сумма помощи рассчитывается исходя из рабочих дней, которые приходятся на этот месяц;

– 9 июня – помощь при рождении ребенка в сумме 384 грн. (за 2­й месяцев);

– 8 июля – помощь по уходу за ребенком до трех лет за июнь в сумме 105,86 грн. (104,19 + 1,67 сумма индексации);

– 8 июля – помощь при рождении ребенка в сумме 392 грн. (за 3­й месяцев)

– и т.д.

Здесь стоит остановиться на вопросе даты начала выплаты остальной помощи при рождении ребенка. В соответствии с ст. 41 Закона № 2240 помощь при рождении выплачивается «одноразово в девятикратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остаток – на протяжении следующих 12 месяцев в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины». По нашему мнению, Закон № 2240 достаточно четко определяет, что факт выплаты помощи должен приходиться на следующие 12 календарных месяцев после месяца рождения ребенка. Например, если ребенок родился в апреле (как в нашем примере), одноразовая выплата должна быть осуществлена в апреле (обычно, при своевременном обращении работницы), а остаток помощи должен быть виплачено в период май 2005 года – апрель в 2006 году. Это полностью согласовывается с Порядком № 315, а также с разъяснением Исполнительной дирекции Фонда социального страхования из временной потери работоспособности, изложенным в листе от 27.04.2005 г. № 01­16­605.

Наведем выдержку из Порядка № 315:

«…Одноразова выплата части суммы помощи осуществляется на протяжении следующего рабочего дня после представления заявления о назначении помощи. Сумма помощи, что осталась, выплачивается в день, установленный для выплаты помощи по уходу за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста, на протяжении 12 месяцев после месяца рождения ребенка».

 

Приведем также цитату из листа от 27.04.2005 г. № 01­16­605:

«Пример: застрахованное лицо, что родила ребенка в апреле 2005 года и в этом месяце обратилась за помощью, получит ее в сумме 3384 грн. В мае она получит помощь в сумме 376 грн., в июне – 384 грн. (376 грн. х 2,2 : 100), в июле – 392 грн. (384 грн. х 2,2 : 100) и так далее».

 

Также существует мысль, что помощь при рождении должна быть начислена в следующем месяце после рождения ребенка, а виплачено в срок, установленный для выплаты зарплаты за такой месяц. При таком подходе за условиями нашего примера выходит, что первая выплата помощи будет осуществлен в июне, то есть не в следующем месяце после рождения ребенка, а через месяц. Нам такой подход кажется не совсем правильным. Кроме того, здесь существует риск преждевременного (необґрунтованого) зачета расходов за счет Фонда. Дело в том, что в Отчете за ф. № Ф4­ФСС с ТВП помощь при рождении ребенка (в отличие от помощи по беременности и родам и помощи по уходу за ребенком до трех лет) отображается по факту выплаты такой помощи. Соответственно, начислив помощь и не выплатив ее в отчетном месяце (квартале), предприниматель рискует, ошибочно відобразивши ее в Отчете, завысить задолженность Фонда перед ним.

Учитывая изложенное, считаем, что, выплатив помощь в первом месяце после рождения ребенка, а затем списав эту сумму в этом же месяце на расчеты с Фондом, предприниматель будет действовать в соответствии с действующим законодательством и ничего не нарушит.

Теперь предоставим объяснение относительно расчетов сумм расходов за счет средств Фонда (см. табл. 1) и их отображения в Отчете. Еще раз заметим, что при заполнении Отчета следует учитывать, что помощь по уходу за ребенком до трех лет, так же как и начислен на нее взнос в Пенсионный фонд, отображаются по факту начисления.

Сумма помощи при рождении ребенка отображается в Отчете лишь по факту ее выплаты.

Таблица 1

Вид расходов,

что залечиваются

Апрель

 

Май

 

Июнь

 

Вместе за

II квартал

Июль

 

Август

 

Сентябрь

 

Вместе за III квартал

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

Помощь по уходу за ребенком до трех лет

 

 

22,29

 

105,86

 

128,15

 

107,21 (104,19 + + 3,02) 3

 

107,21 (прогнозный)

 

107,21 (прогнозный)

 

321,63

 

Взнос в Пенсионный фонд из суммы помощи по уходу за ребенком до трех лет

 

 

1,81 (9,37 грн. : 31 дн. х

х 6 дн.) 1

9,37

 

11,18

 

10,01 4

 

10,01

 

10,72 5

 

30,74

 

Помощь при рождении ребенка

 

3384

 

376 2

 

384

 

4144

 

392

 

401

 

410

 

1203

 

Вместе

 

3384

 

400,1

 

499,23

 

4283,33

 

509,22

 

518,22

 

527,93

 

1555,37

 

____________

1 Если отпуск по уходу за ребенком до трех лет приходится на неполный месяц, сумма взноса в Пенсионный фонд рассчитывается пропорционально календарным дням.

2 Помощь при рождении выплачивается частями на протяжении 12 месяцев после месяца рождения ребенка (п. 5 Порядка № 315) в срок, установленный для выплаты помощи по уходу за ребенком до трех лет. Учитывая, что ребенок родился в апреле, первую выплату остальной помощи работодатель осуществляет в мае.

3 В июле помощь по уходу за ребенком до трех лет необходимо будет проіндексувати на индекс 2,9 % (сумма индексации соответственно будет составлять 3,02 грн.).

4 С 1 июля минимальная заработная плата увеличилась до 310 грн. Соответственно взнос в Пенсионный фонд из суммы помощи по уходу за ребенком до трех лет будет составлять 10,01 грн. (310 х 32,3 % х 10 %).

5 С 1 сентября минимальная заработная плата увеличилась до 332 грн. Соответственно взнос в Пенсионный фонд из суммы помощи по уходу за ребенком до трех лет будет составлять 10,72 грн. (332 х 32,3 % х 10 %).

Расчеты предприятия с Фондом (на основании данных Отчетов):

Таблица 2

Отчетный

период

Задолженность за предпринимателем (+) /

за Фондом (-) на начало

периода

Сумма начисленных страховых взносов

 

Сумма оплаченных взносов

 

Сумма виплаченої помощи

 

Сумма полученных денежных средств

из Фонда

Задолженность

за предпринимателем (+) / за Фондом (-) на конец отчетного периода

(гр. 2 + гр. 3 – гр. 4 –

– гр. 5 + гр. 6)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

И квартал

 

+40,00 1

 

468 1

 

60,00 1

 

2500,00

 

 

-2052,00

 

II квартал

 

-2052,00

 

100,00 1

 

10,00 1

 

4283,33

 

 

-6245,33

 

Вместе

за И полугодие

+40,00

 

568,00

 

70,00

 

6783,33

 

 

-6245,33

 

____________

1 Условно.

Следовательно, по приведенным данным выходит, что в 2005 году предприниматель уже после представления Отчета за И квартал 2005 года имеет право на возмещение понесенных им расходов в сумме 2052,00 грн. Допустим, что при представлении Отчета за И квартал предприниматель не подал заявление о возвращении ему денежных средств. По итогам первого полугодия 2005 года (на основании данных Отчета) задолженность за Фондом составила 6245,33 грн. Одновременно с представлением Отчета предприниматель обращается в Фонд с заявлением о возвращении денежных средств. Приведем пример формы такого заявления:

(полное название отделения Фонда)

Заявление

СПДФО Цветков П. П. (регистрационный код страхователя, код ДРФО _______) просит погасить задолженность за Фондом, которая состоянием на 1 июля 2005 года составляет 6245,33 грн. (шесть тысяч двести сорок пять грн. 33 коп.)

Перечисление денежных средств просим осуществить на п/р 1010101010101101 в КБ «ХХХ» (МФО 11111).

12.07.2005 г.

 

СПДФО Цветков П. П.

 

 

Таким образом, действующий в 2005 году механизм погашения задолженности Фонда перед страхователями позволяет работодателю значительно скорее повернуть свои денежные средства. Да, работодатель, осуществив во втором квартале 2005 года выплату помощи при рождении ребенка, может вернуть потраченные им деньги уже после представления Отчета за И полугодие, не ожидая представления Отчета за 9 месяцев 2005 года.

Соответственно право на возмещение расходов, понесенных в III квартале 2005 года, работодатель получит при представлении Отчета за 9 месяцев 2005 года. Более того, на практике отделения Фонда позволяют работодателям обратиться с заявлением о погашении задолженности к наступлению срока представления Отчета за соответствующий отчетный период (в частности, такой механизм практикует Харьковское областное отделение Фонда). При этом обязательным условием является предоставление работодателем в Фонд довідки­розрахунку о взносах, начисленных за этот период, и понесены в этот период затраты. Как уже отмечалось, довідка­розрахунок оформляется по форме Отчета. Объясним это по данным нашего примера.

Допустим, на основании поданного заявления Фонд перечислил предпринимателю денежные средства в июле 2005 года в сумме 6245,33 грн. При этом предприниматель продолжает и в III квартале выплачивать работнице помощь при рождении ребенка и помощь по уходу за ребенком до трех лет, а следовательно, опять несет расходы, которые финансируются за счет средств Фонда. В сентябре 2005 года работодатель обращается в Фонд с заявлением о возмещении понесенных им расходов в июле и августе 2005 года (то есть относительно уже прошлых отчетных месяцев). Отчет, который в этом случае выполняет функцию довідки­розрахунку, складывается за период январь – август 2005 года. Продолжим табл. 2 с учетом данных за июль – август 2005 года (см. табл. 3):

Таблица 3

Отчетный период

 

Задолженность за предпринимателем (+) /

за Фондом (-) на начало

периода

Сумма начисленных страховых взносов

 

Сумма оплаченных взносов

 

Сумма виплаченої помощи

 

Сумма полученных денежных средств из Фонда

 

Задолженность за предпринимателем (+) / за Фондом (-) на конец отчетного периода

(гр. 2 + гр. 3 – гр. 4

– гр. 5 + гр. 6)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

Июль

 

-6245,33

 

35,00 1

 

5,00 1

 

509,22

 

6245,33

 

-479,22

 

Август

 

-479,22

 

35,00 1

 

5,00 1

 

518,22

 

 

-967,44

 

Вместе за июль – август 2005 года

 

-6245,33

 

70,00

 

10,00

 

1027,44

 

6245,33

 

-967,44

 

Вместе за период январь – август 2005 года

 

+40,00

 

638,00

 

80,00

 

7810,77

 

6245,33

 

-967,44

 

____________

1 Условно.

Таким образом, в сентябре 2005 года предприниматель может обратиться в Фонд с заявлением о погашении задолженности Фонда перед ним состоянием на 01.09.2005 г. в сумме 967,44 грн.

Завершая нашу публикацию, хотим искренне поблагодарить работников Харьковского областного отделения Фонда социального страхования из временной потери работоспособности, которые оказали помощь при подготовке этого материала.

Жанна Семенченко

 

Экономист-аналитик газеты «Собственное Дело»

 

 

____________

К сведению

Примечания к статье…

1* Следует отметить, что на выполнение ст. 56 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» Кабмин утвердил новый Порядок назначения и выплаты помощи при рождении ребенка и помощи по уходу за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста лицам, застрахованным в системе общеобязательного государственного социального страхования, в связи с чем предыдущий Порядок потерял действие (постановление от 11.01.2007 г. № 13). Отныне назначение и выплата помощи при рождении ребенка и помощи по уходу за ребенком к достижению ею трехлетнего возраста застрахованным лицам осуществляется управлениями труда и социальной защиты населения районных, районных в мм Киеве и Севастополе госадминистраций, структурными подразделениями по вопросам труда и социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах советов за местом регистрации или местом проживания застрахованного лица.

Минпраци предоставило разъяснение относительно выплаты помощи при рождении ребенка, учитывая положение ст. 56 Закона о Госбюджете-2007. В частности, ее размер составляет 8500 грн., а выплата осуществляется одноразово при рождении ребенка в сумме 3400 грн., остальные – на протяжении следующих 12 месяцев ровными частями (по 425 гривен ежемесячно). При этом, в соответствии с ст. 6 Закона «О статусе горных населенных пунктов в Украине» размер всех предусмотренных действующим законодательством видов государственной материальной помощи гражданам, которые получили статус лица, что работает, проживает или учится на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного, увеличивается на 20 % (лист от 15.01.2007 г. № 19/0/15-07/5-2).

Как отмечает ФСС с ТВП, невзирая на то, что ребенок родился в декабре 2006 года, по назначению помощи в 2007 году необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства застрахованного лица. Сроки обращения по назначению отмеченной помощи Порядком назначения и выплаты помощи при рождении ребенка не установлены (лист от 19.01.2007 г. № 04-06/3-8з-11).

2* Впрочем, как отмечает ФСС с ТВП, начиная с 2007 года потребности в таком решении нет, поскольку данная помощь выплачивается из других источников (лист от 05.03.2007 г. № 01-14-449).

3* К тому же, как отмечает Минпраци в листе от 29.12.2005 г. № 20-С55524/9, даже если работница также есть СПД, это не может быть основанием считать работу у частного предпринимателя работой по совместительству, а следовательно этот факт не освобождает предпринимателя от выплаты «декретных» такой работнице, поскольку в таком случае это есть ее основное место работы.

4* Как отмечает ФСС с ТВП, страхователь имеет право обратиться к исполнительной дирекции Фонда за местом регистрации с заявкой на финансирование материального обеспечения, до которой должна быть прибавлена справка-расчет произвольной формы, которая по содержанию должна удовлетворять нормам Инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования из временной потери работоспособности (лист от 02.12.2005 г. № 04-29-2145).


Похожих записей не найдено