Советник президента Украины Немцов рассказывает про украинский путь в Европу

19.03.2009         Преподаватель: Никитина Тамара Евгеньевна

Состав бюджетной классификации РФ:

  • Классификация доходов
  • Классификация расходов:  Функциональная, экономическая, ведомственная
  • Классификация видов государственных долгов: Государственные внутренние долги (долги субъектов РФ, муниципальных образований), Государственный внешний долг
  • Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Состав доходов федерального бюджета РФ
1. Налоговые доходы (НДФЛ 13%, НДС 18%, налог на прибыль 20%, налог на транспортные средства, налог на имущество 2,2%)
2. Неналоговые доходы (штрафы, пошлины, доходы от продажи и сдачи в аренду государственного имущества)
3. Единый социальный налог, зачисляемый в государственный бюджет.
4. Доходы целевых бюджетных фондов.

Экономическое содержание доходов бюджета (доходные источники бюджета)

1. По методам взимания (Налоговые и наналоговые)
2. По видам (прямые и косвенные)
3. По источникам образования: займы (поступления от физических, юридических лиц, от гос собственности)

Экономическое содержание системы расходов бюджета

1. По влиянию на процесс расширенного производства (текущие и капитальные расходы)
2. В зависимости от отношения расходов к образованию национального дохода (НД)
а). Расходы производственной сферы
б). Расходы не производственной сферы
3. По финансированию предельных функций и задач государства.
а). Расходы на государственное управление
б). Расходы на обеспечение национально безопасности
в). Расходы на международную деятельность.
г). финансирование социально-культурной сферы.
д). Содействие научно-техническому прогрессу.
4. По территориальному признаку.
а). Расходы федерального бюджета
б). расходы бюджетов субъектов федерации.
в). Расходы местных бюджетов.
5. По ведомственному признаку
Главные распорядители бюджетных средств.

Разделы функциональной классификации расходов государственного бюджета
1. Национальная оборона
2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
3. Национальная экономика
4. ЖКХ
5. Охрана окружающей среды
6. Образование.
7. Культура, кинемотография и СМИ
8. Здравоохранение и спорт
9. Социальная политика

Состав налоговой системы РФ

1. Прямые налоги — пошлинно-лицензионные и регистрационные сборы
С юридических лиц налоги на прибыль, имущество и ресурсные налоги.
С физических лиц налоги на доходы и на имущество.
2. Косвенные налоги — таможенные платежи, НДС и акцизы

Принципы налогообложения по А.Вагнеру:
1. Финансовые: достаточность и эластичность
2. Народно-хозяйственные: выбор источника и правильная комбинация налогов
3. Принцип налогового управления: определенность, удобство, уменьшение издержек винмания
4. Этические (справедливость) всеобщность и равномерность

Принципы налогообложения по Смиту А.
1. Справедливости
2. удобство налогообложения
3. Определенности налогооблажения
4. Принцип экономии

Налоговая политика — это система правовых норм и мер регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровне и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений)
Цели:
1. Обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы
2. Содействовать устойчивому развитию экономики приоритетных отраслей и видов деятельности.
3. Обеспечивать равные условия налогообложения

Принципы бюджетной системы РФ:

1. Единство бюджетной системы
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
3. Самостоятельность бюджетов
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджета
5. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
6. Сбалансированность бюджета
7. Эффективность и экономность использования бюджетной системы
8. Общие (совокупные) покрытия расходов бюджетов.
9. Гласность
10. Достоверность бюджета
11. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Участники бюджетного процесса РФ:

1. Президент РФ
2. Органы законодательной (представительной) власти
3. Органы исполнительной власти
4. Органы денежно-кредитного регулирования
5. Государственные внебюджетные фонды
6. Органы на которые законодательство РФ и субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия
7. Главные распорядители и распорядители бюджетной системы
8. Органы государственного и муниципального финансового контроля

Особенности организации бюджетного процесса в РФ

Стадии бюджетного процесса:
1. Составление проекта бюджета до а25 августа текущего года.
Ответственные за выполнение: исполнительные органы власти
2. Рассмотрение и утверждение бюджета до  начала очередного финансового года
Ответственные за выполнение: законодательные органы власти.
3. Исполнение бюджета
финансовый год (с 1 января по 31 декабря)
Ответственные за выполнение: Исполнительные органы власти.
4. Отчет об исполнении бюджета (до 1 июня года, следующего за отчетным)
Ответственные: Исполнительные органы власти

Особенности рассмотрения проекта федерального бюджета:
Предмет 1-го чтения:
1. Общие суммы доходов
2. Общие суммы расходов
3. Размер дефицита (профицита)
Предмет 2-го чтения:
1. Расходы по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета
2. Размер федерального фонда, финансовой поддержки субъектов РФ
Предмет 3-го чтения:
1. Распределение расходов по подразделам функциональной классификации расходов
2. Распределение средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ
3. Расходы на федеральные целевые программы
4. Проект федеральной адресной, инвестиционной программы на будущий год
5. Перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета
6. Бюджет развития РФ
Предмет 4-го чтения:
1. Законопроект голосуется в целом

Форма перераспределения средств из бюджета высшего уровня в нижестоящие бюджеты
1. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
2. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, бюджетной системе РФ или юридическому лицу на безвозмездной, безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
3. Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования долевых расходов.
4. Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.


Статистическая модель определения ресурсов федерального бюджета:

  (кликните на картинку и она станет больше)

Функциональная зависимость объемов территориальных бюджетов от роста численности насления:

(кликните на картинку и она станет больше)

Многофакторная линия. Модель величины расходов на просвещение и здравоохранение:

(кликните на картинку и она станет больше)

Задачи исполнения бюджетов:
Исполение бюджетов — это обеспечение:
1. Поступления всех предусмотренных бюджетом доходов.
2. Финансирование всех запланированных бюджетом расходов.

Способы исполнения бюджета:
1. Кредитно-банковский
2. Казначейский
3. Казначейско-банковский

Бюджетные системы унитарных и федеративных государств:

1. Бюджетные системы федеративных государств:
— федеральный бюджет;
— региональные бюджеты (бюджеты субъектов федераций)
— местные бюджеты (бюджеты муниципалитетов)
2. Бюджетные системы унитарных государств:
— госуюарственный бюджет;
— местные бюджтеты.

Экономическая сущность государственного кредита:
Государственный кредит
— это совокупность экономических отношений между государством ( в лице его органов власти и упралвения) с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой. При которыйх государтсво может выступать в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Функции государственного кредита:
1. Распределительная
2. Регулирующая
3. Контрольная

Формы государственного долга РФ:
1. Государтвенные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ
2. Договоры и соглашения о получении  РФ-ей бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
3. Договоры о предоставлении  РФ-ей государственных гарантий.
4. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
5. Соглашения и договоры, в том числе международные, заключеные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Состав государственнх долговых обязательтв РФ:
Государственнй долг ВНЕШНИЙ:
1. Объем основного долга по полученным РФ кредитам, правительств иностранныхгосударств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
2. Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ

Государтсвенный ВНУТРЕННИХ долг:
1. Объем основного долга по кредитам, полученным РФ.
2. Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ.
3. Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней.
4. Объем обязательств по государственным гарантиям предоставленным РФ.

Признаки классификации государственных займов:
1. По месту размещения (внутренние и внешние)
2. По обращению на рынке (рыночные и не рыночные)
3. По субъектам заемных отношений
Размещаемые центральным правительством и размещаемый территориальными властями.
4. По сроку размещения:
— краткосрочные,
— среднесрочные,
— долгосрочные;
5. По обеспеченности:
— закладные;
— беззакладные;
6. По характеру выплачиваемого дохода:
— выигрышные;
— процентные;
— с нулевым купоном;

Международные финансы — это международные финансовые отношения, связанные с образованием, распределеением и использованием капитала, обеспечивающих обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов разных государств, а так же международные экономические взаимосвязи.
Международные организации — это юридические лица, одной из функциональных особенностей которых является международная деятельность по реализации внешне-экономических связей государств.

Классификация международных организаций по структурному признаку:
1. Внешнеторговые организации (торговая фирма, комисионная фирма, брокерская, торговый дом)
2. Финансовые организации
Банк, Старховая компания, финансовая компания
3. Производственные организации АО и совместыне предприятия
4. Прочие организации (общества по культурным, социальным и религиозным связям и фонд и др)

Особенности функционирования финансов международных организаций связаны:
1. С порядком ценообразования на продукты внешне-экономической деятельности.
2. Контролирующими и регулирующими функциями государства.
3. Регулирующей ролью мирвых учредждений

Основные задачи МВФ (международного валютного фонда)

1. Содействие развитию валютно-финансового сотрудничества и международной торговли.
2. Поддержка платежных балансов стран членов МВФ.
3. Предоставление кредитных ресурсов странам — членам МВФ
4. Обеспечение устойчивости валютных курсов.

Факторы, определяющие размеры взносов в МВФ
1. Доля страны в мировой торговле
2. Доля страны в мировом научно-техническом потенциале.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
Задачи:
1. Оказание помощи странам в реконструкции и развитии.
2. Предоставление частным фирмам гарантий инвестиций.
3. Содействие сбалансированному росту торговли

Состав валютного регулирования:
Оно влкючает:
1. Региональное валютное регулирование
2. Глобальное валютное регулирование через МВФ и МБРР

Международные объединения кредиторов (Парижский клуб и Лондонский клуб)
Парижский клуб — межправительственный институт, созданный для регулирования проблем задолженнсти развивающихся стрнан по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам. Он обхединяет группу ведущих государств-кредиторов мира для обсуждения вопросов пересмотра условий кредитов уверенным заемщикам.

Лондонский клуб — это международное обхединение частных коммерческих банков, сформированная для решения проблем, возникающих из-за неспособности ряда стран регулярно обслуживать свою задолженность.
Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.
Основные методы решения долговых пролбем — реструктуризация задолженности, отсрочка погашения и предостваление возбновляемых кредитов.

Сужествует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
ее принципы:

1. Обязательное применение в торговле между странами — участницами ГАТТ режима наибольшего благоприятствования.
2. Недискриминация
3. взаимные уступки
4. Снижение тамоежнных пошлин и нетарифных барьеров, выработанных на основе многосторонних торговых переговоров.

Внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Источники доходов фондов:
1. ЕСН
2. Средства бюджета
3. Прибыль от коммерческой деятельности осуществляемой фондом как юридическим лицом.
4. Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Основные особенности:
1. Находятся в распоряжении федерального и регионального органов власти.
2. Создаются за счет специальных целевых отчислений.
3. Средства концентрируются в специальных фондах каждый из которых предназначен для определенных нужд.
4. Расширяют возможности гсоударственного регулирования экономики.
5. Имеет значение финансовых резервов к которым прибегают в случае финансовых затруднений.

Пенсионный фонд РФ
Цель образования — государственного управление финансами пенсионного обеспечения.
Принцип деятельности — солидарная ответственность  поколений.
Источники доходов фонда:
1. Налоги и взносы
2. Штарфные санкции по налогам
3. Доход от использования имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности.
4. Доходы от размещения временно свободных денежных средств пенсионного фонда
5. Безвозмездные перечисления

Направления расходования средств:
1. Пенсионное обеспечение
2. Выплата в соответствии с действующим законодательством РФ, Межгосударственным и международным договором, государственных пенсий гражданам, выехавшим за пределы РФ.
3. Прикладные научные исследования в области социальной политики.
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов.
5. Другие мероприятия, связанные с деятельностью фондов.

Особенности современной пенсионной системы РФ:

1. Пенсионная модель является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет.
2. Заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего турдового стажа.
3. Механизм индексации пенсии основан на прогнозе темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый доход.

Принципы построения системы здравоохранения в РФ

Цель создания:
Обеспечение всем гражданам  России равных возможностей в получении медицинской помощи. 

Основные задачи фонда:
1. Выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС.
2. Финансирование целевых программ в рамках ОМС
3. Осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств ОМС.

Источники доходов фонда:
1. Часть ЕСН, зачисленного  в фонд
2. Недоимка пеней и штрафов
3. Дотации и субвенции из федерального бюджета
4. Безвозмездные перечисления

Направления расходования средств:
1. Расходы на ОМС
2. Субсидии и субвенции бюджетом территориальных фондов ОМС.
3. Проведениен научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда
4. Подготовка и повышение квалификации кадров
5. Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фондов.
6. И др мероприятия, связанные с деятельностью фонда

Фонд социального страхования РФ
Цель создания:

государственное упрвление финансами социального страхования
Задачи:
1. Обеспечение граждан государтвенными пособиями.
2. Участие в разработке и реализация государствнных программ охраны здоровья работкников.
3. Организация работы по подготовке и повышения квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.

Источники доходов:
те же что и двух других

Направление расходований:
1. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родов при рождении ребенка и уходу по нему.
2. Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
3. Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров
5. Обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления фондов и других мероприятий  деятельности фонда.

Похожих записей не найдено