Углеводородные экономики

Годовой объем потребления в мире природного газа 2 600 млрд. куб. м., а нефти 30 млрд. баррелей. Природа распорядилась так, что основные запасы углеводородов приходится на страны Ближнего Востока и севера Африки. Вдали от основных потребителей энергоносителей в Европе, на американском континенте, стран с развитой или интенсивно развивающимися экономиками – Япония, Индии, Китая. В результате произошла резкая поляризация стран. Одни страны добывают и экспортируют энергоресурсы, другие их импортируют.
Земной шар покрыт сетью нефте — и газопроводов. Океаны бороздят нефтеналивные суда и суда — газовозы, перевозящие сжиженный газ. В странах экспортёрах нефти и газа сложились углеводородные экономики. Основу бюджета таких стран составляют доходы от продажи нефти и газа. А ВВП на душу населения очень высок. От 12000 до 30 000 долларов на человека. Как же правители этих стран и регионов распоряжаются громадными доходами от торговли энергоресурсами?

Ливия.
На 2008 год ВВП $88.133 млрд. долл., Доходы от продажи углеводородов. 64.5 млрд. долларов (~73% от ВВП). На душу шести миллионного населения страны приходится 14 192 долл. Углеводородная экономика Ливии позволила обеспечить населению страны очень высокий уровней жизни в сравнении с остальными странами мира. Все население имело огромную базу социальной поддержки, льгот и гарантий. В Ливии полностью бесплатная медицина. Бесплатное образование. Страна стала поголовно грамотной. Любому желающему обучаться за границей оплачивалось обучение. Жилищная плата отсутствовала. Желающему заниматься сельским хозяйством, предоставлялся земельный надел с домом и трактором. При заключении брака молодожёнам выплачивались подъёмные. При рождении ребёнка так же следовали выплаты. Была создана сеть магазинов с очень низкой стоимостью продуктов питания. За качеством продаваемых продуктов питания жёстко следила продовольственная полиция. Выдавались беспроцентные кредиты на покупку автомобиля, которые после приобретения погашались на 50%. Немало сделал Муаммар Кадаффи для освоения территории Ливии с целью извлечения из территории большего количества доходов. Были разведены нефтяные поля и по числу запасов высококачественной без сернистой нефти, Ливия вошла в число первых стран. Были открыты под пустыней Сахара громадные запасы пресной самоизливающейся воды. Что позволило обеспечить пресной водой прибрежные города Ливии на Средиземноморье, в которых она была по цене золота. Для привлечения туристов, Каддафи заключил контракты, на строительство железной дороги вдоль побережья Средиземного моря на протяжении 1770 км. Один из участков протяжённостью 554 км. подрядилась строить ОАО “Российские железные дороги”. Муаммар Каддафи выступил и как теоретик экономики народных государств. Свою экономическую теорию Каддафи назвал зелёной или третьей экономикой. В отличие от первых двух экономических систем. Капиталистической экономики, базирующейся на идеях Адама Смита, разработанной двести пятьдесят лет тому назад и не отвечающей реалиям сегодняшнего дня. И коммунистической экономики, основанной на трудовой теории стоимости Карла Маркса, попытки, создать которую бесславно провалились. Согласно теории зелёной экономики доходы из территории страны, извлекаемые государством или ещё кем-либо должны в равных долях распределяться среди граждан. Хотя бы в порядке государственных компенсаций за то, что гражданин проживает в государстве и тем самым способствует его укреплению. Единственный способ удержать население от миграции и подвигнуть его на усилия по увеличению доходов извлекаемых с территории государства. Следуя этой идее, М. Каддафи в 2008 году изменил финансовые потоки от продажи углеводородов и постановил направлять их на личные счета граждан. Тем самым он лишил племенные верхушки и чиновничество финансовой основы существования и разворовывания поступающих денег. Смута, затеянная в Ливии, имеет лишь эту одну “экономическую” составляющую. М. Каддафи ликвидировал правительство и почти все министерства, поскольку, по заявлению Каддафи “коррупция, царящая в министерствах, уже превратилась в спрута и лишает население страны принадлежащих ему богатств”.
Туркменистан.
На 2007 год ВВП $26,215 млрд. Доходы от продажи углеводородов составляют 70 % ВВП. На душу пятимиллионного населения приходится 5 055 долларов. Туркменистан располагает громадными запасами природного газа (15-20 трлн. куб. м) и нефти (1,5-2,0 млрд. т), Он является одним из крупнейших поставщиков топливных ресурсов на мировой рынок. Однако развитие этого сектора экономики сдерживается ограниченными возможностями для их транспортировки. Что и приводит к низкому значению ВВП на душу населения. Основным транспортом является газопровод “Средняя Азия — Центр”, построенный ещё в советское время. Стремясь расширить рынки сбыта своих топливных ресурсов, Туркменистан в последние годы участвует в проектировании и строительстве газопроводов в Афганистан, Китай, Индию и другие азиатские страны. Когда для транспортировки газа в Европу, в обход территории России, был разработан проект магистрального газопровода “Набукко”, Европа “открыла” для себя Туркменистан. Туда, начиная с 2009 года, зачастили различные европейские визитёры. Что они узнали о Туркменистане? В связи с низким уровнем ВВП, не имея возможности выплачивать гражданам деньги, руководство Туркменистана пошло по пути предоставления населению в натуре средств жизнеобеспечения, в первую очередь энергетических, “которых в стране достаточно”. В 1992 году по инициативе президента страны Сапармурата Ниязова, было принято не имеющее аналогов в мире решение о бесплатном предоставлении населению страны основных жизнеобеспечивающих ресурсов. Глава государства исходил из принципиального соображения поддержать население через выделение на безвозмездной основе части принадлежащих народу природных богатств. Экономически это решение обосновывалось на огромных запасах природного газа, на котором работают и местные электростанции. Таким образом, каждый туркменистанец получил право на свою долю энергетического богатства государства. Избранный в 2006 году президентом страны Гурбангулы Бердымухаммедов продолжил линию на расширение социальных льгот населению. Он отменил налоги на осуществление медицинской деятельности, снял уплату НДС с продажи лекарств, что открыло возможность населению приобретать импортные лекарства. Страна стала доступной для сети интернет. В Туркменистане населению бесплатно предоставляется, вода, соль, электроэнергия. По символическим ценам ― газ и бензин. Дешевизна газа в Туркменистане нашла отражение в юморе, понятном только туркменам. “Муж просит жену не выключать газовые горелки на кухонной плите. Пусть горят постоянно. Так мы сэкономим на спичках”. Шутка обыграна командой КВН из Туркмении. За три года президентства Д. Медведев четыре раза посетил Туркменистан. Может быть, он обсуждал с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым опыт страны по предоставлению населению бесплатных средств жизнеобеспечения? Ни чего подобного. Из аннотаций о целях и результатах визитов, выставленных на сайте президента РФ, мы обнаруживаем. В один из визитов Дмитрий Медведев “принял участие в церемонии открытия нового здания российско-туркменской школы имени А. С. Пушкина”, Во время другого визита “присутствовал на открытии мехмастерских для ремонта продаваемых Россией в Туркменистан КамАЗов”, В случае третьего визита, “главное целью визита, было открытие ралли по Шёлковому пути”. Разрезал ленточку, так сказать. Ни в одном Российском СМИ, освещавших визиты президента РФ в Туркменистан, мы не найдём и следов упоминания о созданной в Туркменистане системе социального обеспечения населения.
Штат Аляска.
В1976 году для аккумулирования средств от продажи нефти в штате Аляска был создан специальных фонд. После серии скандалов вызванных разворовыванием средств фонда и не целесообразным их использованием, власти штата стали перечислять большую часть средств на личные счета граждан. Каждый житель Аляски, проживший в штате год, получает на личный счёт порядка 2000 долларов.
В условиях интернета резко изменилась информированность населения. Слова В. И. Ленина о том, что “Газета не только информатор, но и организатор”. В ещё большей мере относятся к интернету. Именно коммуникационные возможности, предоставляемы интернетом, способствовали объединению граждан, выступивших с требованием об изменении политических систем в странах северной Африки и Ближнего востока. Не осталась в стороне от освоения информационных возможностей интернета и Россия. Явно под влиянием знакомства с углеводородной экономикой стран, в 2010 году более 5 тысяч наиболее пассионарных россиян, потребовали от государства перечислить им часть от общей суммы расходов бюджета РФ. Подобные обращения поступили в администрацию президента, после чего были перенаправлены в Минфин. Граждане, просили государство предоставить им 40 процентов от суммы, “заложенной на каждого гражданина” в бюджете для того, чтобы получить “экономическую возможность осуществления власти непосредственно”. Минфин, однако, отказал всем просителям. Действующее законодательство не дает оснований для выделения гражданам из бюджета соответствующих средств. Расходы федерального бюджета России в 2010 году составили 10,115 триллиона рублей, и на каждого гражданина РФ в прошлом году пришлось более 70,7 тысяч рублей расходов федерального бюджета. Следовательно, каждый из обратившихся в администрацию президента граждан претендовал на 28,3 тысяч рублей из бюджета страны. Однако другой расклад мы получим, если обратимся не к цифрам бюджета, а к ВВП, который по данным Росстата за 2010 год составил 44,939 триллионов рублей. Это без учёта “серой экономики”, которая по данным того же Росстата составляет 16%, бартерных сделок, позволяющих уходить от налогообложения и статучёта произведённой продукции в рублях и прямого разворовывания аккумулируемых государством денег. Примерные прикидки позволяют говорить о 500 000 рублей годового ВВП приходящихся на одного гражданина РФ. Система капиталистической экономики, сложившаяся в России, имеет или, говоря другими словами, “высасывает” из территории России, 41 тысячу рублей доходов в месяц в расчете на душу одного гражданина. Как бы там ни было, коммуникационные и информационные возможности новых электронных технологий, позволяют полагать дальнейший рост числа граждан, выступающих с требованиями изменить финансовую систему страны в пользу граждан. Присмотреться к странам с углеводородными экономиками, где уже на практике апробированы новые элементы финансовых основ народных государств.

forum-msk.org

Похожих записей не найдено